Click to order
Код для скидки
екатерина Преображенская
Jurassic coast Ultra+ : 77 км по камням юрского периода
Тренер Екатерина Преображенская заняла третье место на 77-километровом забеге по южному побережью Англии и делится подробностями
Чуть больше двух недель назад я пробежала Dorset Jurassic Coast Ultra Trail - 77 км по холмистому побережью юго-западной Англии - и заняла на нем третье место в женском зачёте. Ноги пришли в себя, эмоции улеглись, и самое время для рассказа. Те, кто давно подписан на мой аккаунт, знают, как непросто мне далась сентябрьскую ультра по горным булыжникам Сноудонии. Так вот, всё просто - этот забег был мне наградой и компенсацией.

Готовилась я в этот раз не так свирепо, как в прошлый: и погода уже не такая кайфовая для бега, как летом, да и белые покрытые травой скалы Jurassic Coast после острых камней Уэйлса казали уже не таким уж и испытанием. Однако я готовилась, так как ультры бегать без подобающей подготовки - это некоторый вид садамазы.

Типично для себя собиралась я ровно перед выездом накануне: вернулась с работы, закинула вещи и то питание, которое нашла дома (остатки заработанных на забегах бесплатный "пайков"), и порулила три часа на юго-запад. Прогноз погоды был сомнительным: из всех дней именно на субботу выпадали "штормовое ветра", но зато было солнечно. Признаюсь, больше всего я боялась именно холода и ветра.

Ночевала на ферме, переделанной под отель, а на подъезде к нему я увидела подсвечивающиеся в ночи руины замка и крохотную живописную деревушку с каменными домами. Сразу подумалось, что как минимум ради этого сюда стоило ехать.

Начало в 8. Надо запаковать машину у финиша и в 7.20 сесть на автобус, который отвезет нас к старту. Вечером накидала питание в рюкзак и в drop-off bag и даже смогла поспать. Вообще на удивление я особо не волновалась, и меня даже расстраивало отсутствие этого предстартового мандража - ведь на его адреналине обычно неплохо бежится.

Пока рулила по ночным дорожкам на парковку, позавтракала в машине овсяным батончиком. Это для меня самое сложное на забегах - заставлять себя есть сахаросодержащие продукты. Весь организм протестует. Но знаю, что иначе никак. К слову, накануне я выкладывала в стори фото того, что у меня на забег из еды - и несколько человек мне написали, что этого мало на 77 км. Так вот, я взяла три четверти, съела - меньше половины. Но об этом позже.

Пока ехала в автобусе, размышляла на тему палок: нужны они мне тут или нет. Разговорилась с соседом, который вообще не брал палки, и коллективными рассуждениями мы решили, что их нужно оставить в сумке, доступ к которой у меня будет через 30 км - как раз успею понять, нужны ли они мне. Так и сделала.

8.00. Старт. Бегу в термике, футболке и ветровке, и конечно же шортах :). Большую часть еды оставила в заброске, с собой солевые таблетки, электролиты, флэпджек, протеиновой батончик, один гель, и три упаковки энергетических мармеладок, две из них - с кофеином. На ногах - выбранные накануне Altra Lone Peak - кроссовки концепции Barefoot - но не тонкие, а просто широкие и совершенное плоские. По классике - в забег с новым рюкзаком и в новых кроссовках.

Ветрено и от этого прохладно, но явно не ужасно. Солнце уже выше горизонта и настроение отличное. Даю себе стандартное обещание- бежать везде, где это реально.

А дальше.. А дальше можно промотать 10 часов. В них было все просто идеально, и это было то самое состояние «ничего лишнего в голове», котороя я так люблю на забегах.

Светило солнце и были фантастические виды на побережье; белые меловые скалы сменялись черными породами, похожими на графит, с высоких холмов просматривались живописные деревушки вокруг, а яркое солнце бликовало на поверхности моря. Кроссовки отлично цеплялись за покрытую мелкими камушками или травой землю и очень комфортно сидели на ногах за счет своей ширина. Мне оставалось только следить за маркерами трассы, считать калории и время между ними, жевать соленые таблетки, пить, и переставлять ноги.

Первые 30 км было в два круга. По чарту набора высоты они было холмистыми, но менее крутыми, чем два круга, которые предстояли после. В нескольких местах я пожалела, что не взяла палки - и потому приняла решение всё же взять их из заброски. На втором кругу я сняла ветровку с мыслю надеть её вечером. Этого так и не понадобилось.

Первый час без еды, потом в расход пошли солевые таблетки и мармеладки Сliff. К первому ПП прибежала на них, потом решила съесть гель - и сразу поняла, что забирать оставшиеся пять из заброски не буду. На марафоне бежишь быстро, и чувства отключаются (в моем случае чувство самосохранения, видимо) - и как машина проглатываешь эту варенеподобную субстанцию. А на ультре эту сладость есть я не могу, сколько ни пробую. Да и измазанные сахаром руки - так себе ощущение на целых 10 ч бега.

На каждой ультре меня преследует навязчивая мысль не пропускать соли и воду, а остальное меня не так пугает. Конечно, еда важна, но в крайнем случае будет провал энергии на время, потом поешь , и вернутся силы. А вот без электролитов и воды можно просто сойти. Не буду пугать научными доводами, но мне лично понимания их хватает, чтобы не экспериментировать. В части про восстановление я расскажу, какие веселые симптомы мне пришлось наблюдать после ультры - как раз из-за того, что сколько солей не ешь, а все равно потом они на минимуме.

Бежим дальше. Второй ПП пройден - тот самый, с которого стартовали и где лежит заброска. То есть целый первый круг позади. 15 с хвостиком километров - нужно запомнить, так как тут все в милях, и мне постоянно приходится высчитывать расстояния. Это очень забавная игра на бегу: в одной миле 1,6 км, значит, в одном километре 0,625 миль; значит, в 10 милях 16 км, а в 10 км - 6,25 миль. Это небольшой пример ответа на часто задаваемый вопрос "О чем ты думаешь во время ультры?". На ПП не стала трогать сумку, чтобы не терять время. Второй круг бежится осознанней и смелее - уже знакомый маршрут (с моим везением я ужасно боюсь пропустить нужный поворот, а здесь это было особенно сложно - всего стартовали 5 гонок, и частично маршруты совпадали, поэтому важно было оставаться на своём; при это я бежала Ultra+ , а ещё была просто Ultra, и не увидеть этот плюсик в конце было моим страхом весь забег). Известно, где какие подъёмки спуски, где ветер в лицо, а где можно на нем "полететь", где нужно не зацепиться за корни, а где пригнуться, чтобы пролезть под деревьями. Второй раз всегда проще и быстрее - так устроен наш мозг. К тому же, уже совсем тепло (было около +11), и можно работать на спусках и прямых, и крутить головой по сторонам на подъемах. Пару раз я даже доставала телефон, чтобы сделать фото, что нетипично.

Вряд ли фото передадут совершенно прозрачный воздух, шум волн, взгляд сквозь прищуренные от ярких бликов глаза, и ощущение гармонии природы и цивилизации. Действительно, каким-то удивительным образом людям удалось обжить эти края, не испортив их. Обычно любое присутствие человека мной ощущается как лишнее, я очень люблю Планету и не очень люблю людей. Точнее, результаты их деятельности. Однако тут деревушки и пастбища коров как будто находятся на своем месте, и даже узкие тропы, по которым мы бежим, нисколько не портят пейзаж. При всем при этом данная местность - огромный полигон для военных учений, в нескольких местах даже вдоль трассы стоят огромные плакаты с цифрами - вероятно, для навигации истребителей. А перед стартом организаторы дважды предупредили: не выбегайте с троп, обозначенных желтыми столбиками - там могут быть неразорвавшиеся снаряды. Может быть, поэтому присутствие людей тут ощущается меньше обычного.

Но возвращаемся к второму пятнадцатикилометровому кругу. Люди растянулись по дистанции, и я начала периодически обгонять. Периодически обгоняли и меня. Это обычное дело для ультры: все по-разному питаются, бегут подъемы и спуски, проходят ПП, останавливаются в туалет, в конце концов. К середине дистанции часто отсеивается какой-то круг бегунов, с кем часто пересекаешься. Обычно, поравнявшись , перекидываешься парой фраз - о погоде, состоянии, планах на финиш, предстоящей трассе - и далее разбегаетесь каждый в своем темпе. Когда бежится тяжело и надежды на хороший результат покидают, встречи на трассе подсознательно используешь как предлог пойти пешком или замедлиться - ультра-бегуны, как правило, интересные люди, и всегда приятно поболтать. Но в этот раз я понимала, что все получается по задуманному плану (уезжая, я обещала детям финишировать около шести вечера), поэтому разговаривать я не была настроена, и в основном мое общение ограничивалось стандартными "You OK? Well done, keep going". Впрочем, наушники я забыла в отеле, и еще до старта поняла, что это будут 10 часов внутренних диалогов, чего мне давно не хватало.

Второй круг пролетел быстро, подбегая к четвертому ПП, я обогнала бегуна с татуировкой волка на ноге, который то бежал, то шел, а он почему-то как будто расстроился по этому поводу и начал пытаться снова догнать меня. Чтобы не включаться в эту бессмысленную на середине дистанции игру, я срулила в кусты и дала ему возможность убежать вперед. На четвертом ПП я достала из заброски палки, несколько овсяных крекеров и еще электролитов и побежала дальше. После каждой такой остановки, на которой теряешь пару минут, пока наполняешь бутылки с водой, разводишь электроплиты и сканирует свой номер, кажется, что отдохнула пару часов. Главное - не садиться и не расслабляться психологически, иначе очень сложно потом будет вернуть необходимый нервный тонус и собранность тела. Ультра - это вообще бег головой и состязание воли, стойкости и отношения к жизни.

После этого ПП дорога уходила на два новых круга, более длинных и по графику высок более сложных. После них оставалась 13-километровая полоска вдоль побережья с небольшим перепадом высот. Поэтому главное было пробежать эти два круга засветло, а дальше уже как-то преодолеются эти оставшиеся 13 км.

Флэпджек после ПП - кажется, это просто невероятно вкусная еда в сравнении с мармеладом. На развилке трасс я два раза переспросила маршала, все ли я правильно делаю. За первую тридцатку у меня уже несколько раз разыгрывалось воображение, и я представляла себе, как убегаю в неправильном направлении и потому схожу с дистанции. Или же финиширую, но меня дисквалифицируют. Причем страшнее всего именно по каким-то причинам не пробежать задуманный маршрут, а медалька и результат второстепенны. Забавно, как во время ультры ты легко принимаешь обстоятельства - от погоды, темноты, боли, до банальной фантазии на тему страхов ошибиться в маршруте. Ультры умиротворяет, на них суете исчезает, в голове появляется фокус на выполнении поставленной задачи - покрыть дистанцию по маршруту, а все остальное теряет важность. Как будто в моменте ты живешь совсем другую жизнь, в другом мире, и все, что вне этой беговой планеты кажется менее реальным.

Путь к пятому ПП через фантастически красивые спуски и подъемы по сильнейшему ветру. Пару раз хочется зацепиться за траву, чтобы не сдуло, а на спусках можно как будто повиснуть на воздушных массах. Палки не нужны, бежится весело из-за постоянно меняющегося ландшафта и рельефа. Неспроста эти места считаются уникальными на земле с точки зрения геологии: тут намешены несколько периодов развития планеты и "оголены" для невооруженного глаза - так числится в описании Юрского побережья. По факту просто все время видишь разные горные породы, отличающиеся по структуре и цветам.

Я прохожу пятый ПП и жду обещанного в графике крутого подъема - не зря же я взяла палки. Но его все нет. Прохожу относительно несложные тягунки, обгоняю еще пару человек, и выбегаем на асфальт. В такие редкие на трейлах моменты я каждый раз внутренне ликую, ведь я так люблю бег по асфальту, и в то же время задаюсь вопросом, почему тогда я вообще в трейлах. Ответ я знаю, но это тема отдельного рассказа. А тут, на асфальте, я настигаю еще одного человека. Бежим с ним рядом и обсуждаем вопрос, где же обещанный крутой подъем. Приходим к выводу, что он уже позади (но он едва походил на горки в начале дистанции), и что теперь надо преодолеть этот круг снова. Убегаю вперед, ем протеиновый батончик и останавливаюсь на шестом ПП. Тут дают лапшу и кофе. Первое меня не интересует вовсе, а вот пара глотков кофе приносит вкус цивилизации и образы уютных кафе. Пока наполняю бутылки, голова подкидывает предательские образы отдыха в теплом мягком кресле и вражеские вопросы "зачем мне все это, ведь можно просто сказать "хватит" и уехать в отель". Уехать в отель с ощущением поражения..

Некогда ныть, пора двигаться дальше. Ноги дают о себе знать, особенно на спусках. Позади уже почти 50 км, квадрики побаливают, своды стоп немного натерлись, кожа на пальцах рук сбита, а колени расцарапаны колючками. Впрочем, последнее мне нравится. После ПП нагоняю итальянца (так мне показалось), который, прочитав мое имя, спрашивает, из России ли я. Болтаем немного, и он говорит, что ему хочется замедлиться. На прощание предупреждает, что впереди "совершенно садистский подъем". Через минут 5 я до него добегаю. Это и вправду крутой подъем, но в нем камнями выложены ступеньки. Ветер усиливается, солнце садится, и чтобы не замерзнуть, нужно хорошенько вработаться. Ровно перед подъемом меня догоняет тот самый бегун, с которым мы болтали на асфальте. Пропускаю его вперед и концентрируюсь на ступеньках. Каждая приносит боль, но эта боль как будто отрицается сознанием.

Наверху приветливо встречает сильнейший ветер. Но останавливаться и доставать ветровку из рюкзака не вариант - я очень хочу закончить второй круг засветло, так как помню, что в конце длинный спуск с камнями и корнями под ногами, и в темноте там придется тормозить. Метрах в ста впереди бежит тот самый уже известный мне участник. Ориентируюсь на него, борюсь с ветром. Становится холодно и зачастую сложно бежать против воздушной стены. Самое время начать есть мармелад с кофеином - пока бежим вдоль моря по высоким скалам, развлекаюсь только им. В остальном это сложный участок, да и в ногах уже большая дистанция. Внезапно слышится сильный запах машинного масла или чего-то аналогичного, и справа начинается редкий забор. За забором - маленькая нефтяная вышка и миниатюрные постройки рядом с ней. Это больше похоже на мультяшную зарисовку, нежели реальность, но работает она по-настоящему, - видимо, это чей-то частный завод. Как только кончается забор этого миниатюрного предприятия, начинаются ограждения частных домов: наша тропинка полегает между обрывом над морем и местными дачами: слева - гладь сумеречной воды где-то внизу, справа - частные домики с местами для барбекью и беседками. Все это похоже на кино: всё, происходящее вокруг, и твой бег - это как будто две параллельные реальности, которые соприкасаются, но никак не проникают друг в друга. Спуск и седьмой (и он же пятый) ПП. Впереди уже известный несложный затяжной подъем, поля, и асфальт, заканчивающийся корнями деревьев перед следующим ПП. До финиша около 24 км. Надо быстро наполнить бутылки и отправляться дальше. Кофеин дает буст-эффект, некоторое время бежится легко. Последний изотоник тоже с кофеином, дальше буду пить воду, дабы не терять время на приготовление напитка.

Бегу одна, только где-то вдали маячит убежавший от меня знакомый силуэт. Начинает тикать таймер обратного отсчета километров - это нехороший знак, это значит, я начала уставать. К стадии внутренних уговоров я еще не перешла, но все больше моральных усилий приходится прикладывать к тому, чтобы концентрироваться на еде, воде и покрытии, и не давать отвлеченным мыслям взять верх. Голова уже хочет начать думать о чем-то другом и плавно замедлить ноги.

На асфальте снова догоняю того же бегуна. Обсуждаем, как непросто пришлось на ветреном участке и подбадриваем друг друга, что впереди уже не осталось ничего сложного. Я убегаю от него, зная, что после асфальта он снова нагонит меня и мы еще поговорим. Зато участок с корнями я пробегаю в сумерках, и оказываюсь на предпоследнем ПП. Набираюсь смелости спросить, какая я по счету, и мне абстрактно отвечают "ты где-то близко к топ-три или среди них". Наполняю бутылки, оставляю идею развести себе recovery drink, и отправляюсь дальше - в компании девушки, которая бежит Ультру. Почти не говорим с ней - тем более, начинается резкий подъем - нужно снова забраться наверх над морем. Вскоре дорога начинает виться на высоте вдоль моря, я убегаю от собеседницы и включаю фонарь, который надела на лоб на прошлом ПП.

Вот он - самый сложный участок трассы с самим простым рельефом. В голове он был "как-нибудь уже добегу" и "там несложно", а по факту это 13 километров бега в темноте после 64 км.

Начинается самое веселое - в темноте не видно наперед, и можешь бежать по отсветам маркеров трассы - от одного к другому. Если следующий еще не виден, то вовсе непонятно, правильно ли ты бежишь, и тогда ноги сами начинают замедляться, а внутри начинается легкая паника. Одного за другим обгоняю людей, хотя темп от силы превышает 7:00. Обхожу девушку, бегущую в компании молодого человека - значит, надо прибавить, чтобы не лишиться отыгранного места. Начинаю просить у ног большего, и иногда часы показывают темп 6. Впрочем, по ощущениями этот бег кажется быстрым. Бегу так еще полчаса, за которые съедаю еще мармелада с кофеином. Путаюсь на развилке двух дорог, останавливаюсь, и меня обгоняет тот самый мой давний знакомый. Он весьма уверенно бежит правее. Я сомневаюсь, кричу ему - и он зовет с собой. Но маркеров трассы все нет - и минут 5 я бегу, терзаемая сомнениями: вдруг нужно было бежать левее, и сразу воображение рисует, как та, другая, девушка бежит в правильном направлении, а я теряю время тут. Но луч фонаря ловит маркер трассы и становится очень спокойно.

Остался маяк - поседений ПП - и несколько километров после него. Экономлю воду, так как не хочу останавливаться на ПП, а в голове считаю, сколько же останется после него. Вывожу цифру 3,2 км и уговариваю себя на нее. Ноги уже хотят сказать "нет", но продолжают бежать, если темп 7 можно назвать бегом. В голове крутится эта заезженная фраза Мураками "главное не переходить на шаг", и ещё дурацкое "sexy pace". Вряд ли со стороны мой пейс кажется сейчас секси, но вот что он не быстрее - это точно.

ПП. Пока сканируют, спрашиваю, сколько осталось до финиша. 'About 2,4 miles". Отвлекаю себя на подсчеты и получаю 3,8 км. Это кажется бесконечно долгим, и остается только цепляться глазами за моего "приятеля" впереди. Он начинает немного убегать, но я знаю, что, не отрываясь от него, я буду хотя бы не одна следить за маршрутом, который начинает попадать на улочки городков и становится витиеватым.

Одна нога, другая, держать спину, пить небольшим глотками, disregard the pain. На лице все равно улыбка, ведь это очень классная ультра, и я рядом с финишем, ночью, без ветровки, и скоро , совсем скоро все это закончится. Эти километра тянутся как будто вечность, но вот один поворот, другой - мимо уютных огоньком чужих окон, на набережную, в самом конце - на песок на пляж, и впереди створ финиша. Я ускоряюсь как могу, кажется, что это спринт. Зачем - не знаю, меня уже никто не обгонит и я никого не догоню.

Финиш и можно остановиться.

Ко мне подходит маршал и говорит, что я третья, приносит медаль за место. Объясняет, куда идти дальше, чтобы получить все остальное…

Я встала, и снова идти очень сложно. Адреналин схлынул, на ногах уже ничего не держит. Я плетусь за медалькой и водой, записывая сообщения в телефоне. На выдаче хочется сказать: вы что, не понимаете, что я только что пробежала 10 часов без остановки, разве нельзя организовать все быстрее и удобней? Но знаю, что это глупо, мы сейчас люди с разных планет.

До машины от финиша около километра. Я выпила кипятка, но меня трясет гипотермия. Надетая ветровка не помогает, срочно нужно что-то более теплое. Но это уже не страдания, ведь все это заглушается чувством достижения и удовольствия сильной усталости. Дальше каждое движение - это длинный континуум пространосвовремени, неимоверное усилие воли и в то же время абсолютный кайф усталого тела. Трясясь от дрожи, я дохожу до машины, меняю термик и едут обратно на финиш забирать заброску. Кажется, я даже пыталась оплатить парковку. Кажется, я даже шла уверенным медленным шагом. В отеле выпиваю recovery, иду в теплый душ. Впереди ночь со сном урывками: нервной системе нужно время, чтобы прийти в себя, а в виду дефицита солей вода проходит насквозь, и бегаешь в туалет каждый час. Зато я знаю, что теперь ощущение достижения и выполненной задачи, которое после обычной тренировки длится максимум день, будет сопровождать меня неделю. А потом - снова подбирать новые старты в поисках этой дозы смысла жизни. Но это уже будет новая история.